ТОРГОВЫЙ ДОМ СПАРЗ –
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР ГАЗ
ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ РЕГИОНУ
Автоцентр ГАЗ Автово
Автоцентр ГАЗ Купчино
 
Главная / Новости / Из истории государственных испытаний грузовиков в 60-х годах

Из истории государственных испытаний грузовиков в 60-х годах

Грузовые автомобили Горьковского завода можно встретить в любой части нашей страны – от жарких пустынь до полярного круга. Со дня создания первой машины прошло уже более 90 лет, среди всех выпущенных модификаций самыми известными и востребованными стали 2,5-тонный ГАЗ-52 и 4-тонный ГАЗ-53. Их начали производить 60 лет назад, а сняли с производства 30 лет тому назад. Несмотря на это, их до сих пор используют благодаря простой конструкции, отличной выносливости, хорошей ремонтопригодности. Но самое интересное, что ветераны дорог проходили обязательное Государственное приемочное испытание. Это равноценно строгому экзамену, и ему подвергались ГАЗ-52 и ГАЗ-53 для получения, так называемой, "путевки в жизнь".

Из истории государственных испытаний грузовиков в 60-х годах

Начало истории

История грузовиков начинается в начале 1961 года. К этому времени Горьковский автозавод выпустил и передал комиссии 8 машин:

  • ГАЗ-52 в количестве 3-х штук, основные особенности – короткая колесная база, рядные 6-цилиндровые моторы с форкамерно-факельным зажиганием;
  • ГАЗ-53 в количестве 3-х штук, особенности – длинная база, V-образные 8-цилиндровые моторы;
  • ГАЗ-53Ф и 53Ф1 по одной машине, особенности – длинная база, 6-цилиндровые моторы с форкамерно-факельной и обычной системой зажигания.

Первый этап испытаний

Сначала грузовики отправились на эксплуатационное испытание в Подмосковье, а именно в город Дмитров. Там, на городской автобазе, их передали обычным водителям автохозяйства, которым за два месяца предстояло перевести несколько тысяч тонн груза. Это продолжалось, пока на спидометре не появились зачетные 6 тысяч километров. Но самое замечательное, что машины понравились обычным водителям.

Москва – Ленинград: расход топлива

Весной, когда дороги очистились от снега, на 127-ом километре трассы Москва – Ленинград продолжились лабораторно-дорожные испытания. Были сделаны специальные замеры, и оказалось, что грузовик ГАЗ-53 имеет грузоподъемность на тонну больше, а расход топлива меньше, чем у старой версии ГАЗ-51.

Прочностные испытания

Далее испытания проводились на булыжном шоссе в районе Городца, рядом с красивейшим Горьковским морем. Машины за два месяца проехали еще 5 тысяч километров, передвигаясь на высоких скоростях по очень плохой дороге, вымощенной булыжником. Несколько импортных автомобилей, которые тоже участвовали в таких же испытаниях, не смогли справиться с советскими дорогами и потерпели неудачу на данном этапе.

Курс на Среднюю Азию

После испытаний на городецких булыжниках самые мощные автомобили ГАЗ-53 загрузили двумя тоннами груза с прицепом и отправили из Москвы до Куйбышева. По предварительным данным, вся трасса была асфальтирована, но оказалось, что 98 км – это грунтовые дороги. Но это расстояние грузовики преодолели без особых проблем.

Затем прицепы были оставлены в Куйбышеве, и машины поехали на юг по степным оренбургским просторам. Они с успехом переехали реку Урал по мелководью и прибыли на казахскую землю. Здесь, в пустынной местности, весной воды приносят ил, песок, глину, а в жаркое лето дно озера превращается в отличный автодром, а значит, можно проверить скоростные качества машин.

В пылевой буре

Настоящим испытанием стала пылевая буря – сильный ветер с огромной концентрацией мелких частиц пыли такой силы, что невозможно было дышать. Повезло, что автомашины не попали в центр бури, тогда не известно, чем бы закончилось такое путешествие. Известны трагические случаи таких песчаных ветров, о чем узнали испытатели по прибытии в Аральск.

Испытания в пустыне

В Аральске водители запаслись водой и снова отправились в дорогу, которая лежала в Кзыл-Орду. Но туда было два пути: один из них непроходимый – по барханным пескам, а другой – по берегу Аральского моря. Стараясь обойти сыпучие пески, колонна, не ожидая того, попала в страшное пекло пустыни. В этих местах температура в тени была за 40 градусов. Так как запасов пресной воды оставалось немного, то ее делили: по 100 грамм на человека через каждые 20 км пути, пока в пустыне не возник оазис.

Четвертая тысяча километров

На 16 день пошла четвертая тысяча километров, и колонна приблизилась к Ташкенту. Там испытатели разбили лагерь. Именно здесь все подготавливались к новому испытанию в горах на трассе Ташкент-Самарканд, которой дали говорящее название «Бульвар пропастей».

Тяжелый Шахристанский перевал

Для проверки двигателей и их температурного режима машинам нужно было подняться в горы. Для этого выбрали Шахристанский перевал. Там на высоте 3 километров воздух очень разреженный, поэтому моторы работают иначе, только вполсилы, но эти испытания грузовики прошли успешно. Самая большая опасность подстерегала впереди: разразился ливень такой силы, что вызвал оползни и камнепады. Даже в какой-то момент с водителями потеряли связь и на вертолетах долго искали их! Оказалось, что испытателям пришлось разбирать большие завалы. Были еще препятствия, но машины все благополучно преодолели.

Пробеговые испытания

После возвращения домой испытатели проверили техническое состояние машин. Теперь предстоял следующий этап: многокилометровый пробег от Горького до Минска. Но вначале грузовики проверили на Центральной машинотракторной станции в Подмосковье. Нужно было испытать, как они перевозят сельскохозяйственные грузы. В начале сентября шла уборка урожая, поэтому испытания проводились в реальных условиях с утра до поздней ночи.

Итоги испытаний

Все машины успешно прошли сложные испытания и показали себя очень надежными и совсем не прихотливыми. Их одобрили к серийному выпуску, старт был дан в конце 1961 года. Сегодня автомобильный завод производит грузовики, которые являются прямыми потомками легендарных моделей. Самая легкая версия ГАЗ-52 заменена более маневренным и экономичным бескапотным вариантом «Валдай 8», а ГАЗ-53 стал предшественником мощных и грузоподъемных машин линейки «ГАЗон NEXT». Сегодня они являются надежными автомобилями для бизнеса!

Акциивсе акции
Соболь NNВалдай 8Газель NEXT с выгодой до 357 000 ₽Выгодный кредит на автобус Соболь NNАвтомобили ГАЗ со скидкой 10%Сервисный контракт